Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами А.Л.Барто
03 мая 2023
Название проекта - «Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста в процессе знакомства со стихами А.Л.Барто»
Авторы проекта - воспитатели второй группы раннего возраста
Продолжительность проекта - сентябрь - апрель
Вид проекта: групповой
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников
Возраст детей: 2-3 года
Актуальность.
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.
Данная тема нашего проекта была выбрана, потому что именно в раннем дошкольном возрасте произведения Агнии Барто провоцируют сопереживания к главным героям, в результате чего у детей появляются новые представления о героях произведений, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Кроме того, произведения содержат простые образы животных и героев, с которыми ребенку проще идентифицировать себя.
Произведения А. Барто для детей раннего возраста легки в восприятии, без философского смысла, эмоционально насыщенны, не сложны в разыгрывании сюжетов, пронизаны чувствами, которые рождают человечность.
Цель проекта:
Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста на основе знакомства с художественными произведениями А. Барто, через организацию разных видов детской деятельности: игровой, познавательной, продуктивной, восприятие смысла стихов.
Задачи:
Познакомить детей с поэзией Агнии Барто цикл «Игрушки»
Воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности и доброты.
Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.
Воспитывать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение.
Формировать у детей бережное отношение к игрушкам.
Основные формы реализации проекта:
Познавательно - речевое развитие:
Знакомство с творчеством А.Л. Барто.
Чтение её стихов, заучивание наизусть.
Игровая деятельность:
Игры – инсценировки стихов,
сюжетно - ролевые, подвижные, пальчиковые.
Продуктивная деятельность:
Рисование, лепка, конструирование
Работа с родителями:
Заучивание дома с детьми стихотворений А.Барто «Игрушки»
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап:
- Определение педагогами темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Изготовление игрушек.
- Основной этап реализации проекта:
План проектных мероприятий.
«Мячик»
- Пальчиковая гимнастика «Мячик»
- Чтение стихотворения А. Барто «Мячик»
- Подвижная игра «Прокати мяч через ворота»
- Обследование мяча - тонет или нет в воде. В виде экспериментальной деятельности.
- Лепка «Мяч для Тани»
- Игровое занятие «Напоим куклу Таню чаем»
«Грузовик»
- Обследование грузовика. Чтение стихотворения А. Барто «Грузовик».
- Чтение стихотворения с показом
- Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
- Конструирование «Дорога для грузовика», «Гараж для машины».
«Самолёт»
- Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Самолёт».
2.Лепка «Самолёты»
- Подвижная игра «Самолёты»
«Мишка»
- Чтение стихотворения А. Барто “Уронили мишку на пол”.
- Подвижная игра “У медведя во бору”, «Шишки для мишки».
- Раскрашивание медведя.
«Зайка»
- Обследование зайки.
- Чтение стихотворения «Зайка»
- Подвижная игра «Зайка серенький сидит и ушами шевелит».
«Козленок»
1.Обследование козленка
2.Чтение стихотворения с показом
3.Пальчиковая игра «Идет коза рогатая»
- Подвижная игра «Шла коза на каблучках»
«Слон»
1.Обследование игрушек
2.Чтение стихотворения с показом
3.Сюжетно-ролевая игра «уложи игрушки спать»
4.Пазлы «Стихи А.Барто»
«Лошадка»
1.Обследование лошадки
2.Чтение стихотворения с показом
3.Артикуляционная гимнастика
4.Пальчиковая игра «Скакала лошадка»
5.Подвижная игра «Лошадки»
«Бычок»
1.Обследование игрушки.
- Чтение стихотворения с показом
3.Подвижная игра «Идет бычок», «Идем по доске»
Содержание деятельности родителей:
- Помощь родителей при подборе игрушек.
- Создание благоприятных условий для развития личности ребёнка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
III. Заключительный этап.
Фотовыставка: “Читаем дома”.
Выставка книжек малышек
Реализация проекта:
Совместную деятельность педагогов и детей;
Работу педагогов с родителями;
Совместную деятельность детей и родителей.
Вывод. Проект вызвал эмоциональный всплеск у детей. Обогатился опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов; пополнился словарный запас детей; отметилась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками. Целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы через специально созданные условия развивающей предметно-пространственной среды является благоприятным средством, способствующим духовно - нравственному воспитанию малышей. Развивая у детей умения эмоционально воспринимать прекрасное, чувство сопереживания героям литературных произведений, мы закладываем основу воспитания духовно развитых, гармоничных личностей.